От тематического планирования к проектной деятельности

От тематического планирования к проектной деятельности

Материал подготовили: Хибаба О.А., старший воспитатель; Христолюбова В.Ю., педагог дополнительного образования по хореографии МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №97»

 

Система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, в течение последнего десятилетия претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.

Обществом хорошо осознана необходимость внедрения в педагогическую практику концепции личностно-ориентированной педагогики, которая помогает каждому ребенку полностью раскрыть свой личностный потенциал. Кроме того, сегодня при всем разнообразии программ и технологий дошкольного образования и при наличии вариативных форм дошкольного воспитания акцент делается на обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении в школу. Такие равные стартовые возможности можно обеспечить, развивая у детей разные психические функции, которые позволят им в дальнейшем усваивать любую информацию, любые знания. Поэтому основной целью работы педагога в дошкольном учреждении является не обучение детей или передача им как можно большего объема знаний, а их развитие. Такая формулировка цели основана на нескольких уже давно доказанных истинах:

— в дошкольном возрасте формируется психика ребенка, психические процессы, оказывающие значительное влияние на дальнейшее  развитие личности;

— в дошкольном возрасте с наибольшей интенсивностью и скоростью формируются мыслительные процессы детей (Д.Б. Эльконин доказал, что в среднем и старшем школьном возрасте скорость формирования мыслительных процессов значительно ниже);

— по утверждению К.Д. Ушинского, 90% знаний, полученных в дошкольном возрасте, остаются в памяти на всю жизнь.

Поэтому, именно в дошкольном возрасте закладываются основы психического и физического здоровья детей.

Сегодня мне хотелось бы рассказать о форме организации воспитательно-образовательного процесса, сложившегося в практике работы  с детьми дошкольного возраста нашей дошкольной организации. В основе его лежит тематический подход.

В течение пяти лет творческая группа детского сада работала по данной проблеме. Большое количество важных событий в жизни страны и самого ребенка подсказывали нам тематику недели. Тематическая неделя, в которой весь образовательный процесс построен вокруг какой-то темы, имеет большой потенциал для развития дошкольников.

В чем же заключается  суть тематического планирования?

  1. В первый день недели озвучивается тема, в рамках которой будет выстроен образовательный процесс.
  2. В течение недели все остальные виды деятельности продолжают предложенную тему, так или иначе связаны с ней.
  3. На каждом из последующих занятий дается короткое повторение темы недели. Приоритет отводится интегрированным занятиям.
  4. Для родителей предлагаются рекомендации, советы по организации домашних занятий, наблюдение в природе, домашнего чтения детям.
  5. Заключительный день – день подведения итогов за неделю. Дети многое узнали, увидели, познакомились с новыми людьми.

Опыт наших педагогов, применяющих тематический подход в планировании и организации воспитательно-образовательной работы, показал, что его использование позволяет:

-  расширить кругозор детей, обогатить их новыми знаниями и впечатлениями;

 -  значительно сократить время для занятий, освобождая его для игры, оздоровительных мероприятий;

— значительно повышать эффективность подготовки детей к школе с сохранением специфики дошкольного возраста, в котором ведущим видом деятельности является игра;

— детям раннего возраста в группах адаптации многократное повторение познавательного материала в разных видах деятельности позволит лучше усвоить его;

— систематизировать работу всех педагогов в группах для детей с отклонениями в развитии;

-   исключить перегрузки детей в организованных формах обучения;

—  вовлечь родителей в процесс подготовки и участия в мероприятиях; уделить  больше внимания своему ребенку.

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы дошкольных организаций. В настоящее время, в связи с введением  Федерального государственного стандарта, инновационный процесс  приобретает особый статус. Впервые в истории  дошкольное образование становится полноценным уровнем системы образования Российской Федерации.

Федеральные государственные образовательные стандарты  предполагают, что построение образовательного процесса в дошкольной организации должно основываться на комплексно-тематическом принципе. Поэтому тематическое планирование становится основой работы дошкольной организации.

Комплексно-тематический характер планирования предполагает комплексное решение педагогических задач из разных образовательных областей при единстве содержания, объединенного одной темой. Одной из ведущих форм комплексно-тематического планирования выступает проект. Метод проектов становится все более востребованным в образовательном процессе дошкольных организаций.

Имея большой опыт разработок тематических недель, в настоящее время нами разрабатываются  и внедряются в практику тематические проекты.

Проектная деятельность в ДОУ – это, прежде всего, сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители. Этот метод всегда предполагает решение какой-либо проблемы и получение результата.

Проектная деятельность объединяет инновационные педагогические идеи и теории, строящуюся на исследованиях, и ставит во главу угла профессионализм педагогов. Это не метод, а дидактический подход, который предполагает участие детей и наблюдение за ними на всех этапах, привлечение всех заинтересованных детей, родителей и общественности, использование педагогической инклюзии, визуализация и объяснение образовательного процесса во время проекта с помощью документации. Этот подход характеризуется разнообразием методов, дополнительных признаков и принципов. Проектная деятельность, ориентированная на предметную специфику, объединяет все возможные образовательные сферы, развивает и расширяет базовые компетентности детей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.