Пой, пока молодой!

ЖАНРОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА КУБАНИ

 

Жанровое богатство народной музыки — результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальские песни), полевые работы (покосные, жатвенные песни), рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни), смерть (похоронные плачи-причитания).У скотоводческих народов песни были связаны с приручением коня, загоном скота и т. д. Позднее наибольшее развитие в фольклоре всех народов получили лирические жанры, где на смену простым, коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и эпические песен или инструментам наигрышам приходят развёрнутые и подчас сложные по форме музыкальной импровизации — вокальные и инструментальные .

В различных жанрах народной музыки сложились разнообразные типы мелоса — от речитативного до богато орнаментального (лирические песни — ближнего и среднего – восточных музыкальных культур), ритмики, ладозвукорядных систем (от примитивных узкообъемных ладов до развитой диатоники «свободного мелодического строя»). Разнообразны также формы строф, куплета (парные, симметричные, асимметричные и др.), произведения в целом. Музыкальное народное творчество существует в одноголосной (сольной), антифонной ансамблевой, хоровой и оркестровой формах.

Типы хорового и инструментального многоголосия разнообразны — от гетерофонии и бурдона (непрерывно звучащий басовый фон) до сложных полифонических и аккордовых образований. Каждая национальная народная музыкальная культура, включающая систему музыкально-фольклорных диалектов, образует при этом музыкально-стилевое целое и одновременно объединяется с другими культурами в более крупные фольклорно-этнографической общности.

Фольклор славяноязычного населения Кубани — явление, сложное во всех отношениях — историческом, жанровом, этническом. Наиболее развитым и полуфункциональным был в регионе песенный (песенно-музыкальный) фольклор (детский, обрядовый, бытовой, военно — бытовой, строевой, плясовой, хороводный, исторический).Он представлен практически всеми своими разновидностями за исключением былин, ставших к 18 веку анахронизмом, и частушек, распространившихся на Кубани позже, уже во второй половине 19 века.

Песенно-музыкальная традиция на Кубани складывалась на основе смешения разных начал. Среди черноморцев сильнее чувствовались малороссийские влияния. Они проявились в распространении чумацких песен и дум, в популярности лириков и кобзарей, странствовавших по Кубани вплоть до начала 20-го века. В линейных станицах сказывались южнорусские традиции, особенно влияние донского фольклора с его развитым жанром исторических песен. Песни на Кубани обычно пелись без музыкального сопровождения, хотя музыкальные инструменты здесь были хорошо известны. Наиболее популярны были гармошка (иногда с колокольчиками), дудочка, пищики, бубен (таламбас) и трещотки. В случае необходимости в музыкальные превращались и предметы, далекие от искусства – рубэль приспособление для глажения белья), лучина, ложки, ваганы (корыто), гребенки и другие обиходные вещи.

В песенном фольклоре преобладали трудовые песни — «полильни» или «стэпови»- коротенькие припевки шуточного или сатирического содержания, исполнявшиеся во время полевых работ. Они отвлекали от тяжелой монотонной работы, и их мелодия обладала своеобразным ритмом.

Существовала на Кубани и масса обрядовых песен: игровые, плясовые и хороводные. Исполнялись обрядовые песни обычно без музыкального сопровождения. Среди служилого казачества особой популярностью пользовались строевые, военно-бытовые и исторические песни.

Исторические песни пелись как беседные или похоронные. Они всегда были связаны с конкретными событиями, их персонажи имели реальных прототипов. К песням, певшимся еще на родине переселенцев, добавлялись новые исторические песни. В них нашли отражение важнейшие местные и общероссийские события, в которых доводилось участвовать кубанским казакам.

Военным походам 1812 года обязаны появлением своим такие произведения, как « С гор подули витры», «Словно соколы крылаты», « Под Лейпцигом занимались». События кубанской истории легли в основу песен о генералах Бескровном и Бабыче, переселении в Закубанье « Зажурылисьчерноморци» и многие другие. Такие песни помогали народу осмысливать события собственной истории, определять свое место в важнейших исторических процессах.

В 1810—1811 годах по инициативе протоиерея К.В. Россинского был создан войсковой певческий хор. Он состоял из восьми человек (по два баса, тенора, альта, дисканта). Вначале пели на церковных богослужениях. К.В. Россинский просил Черноморскую войсковую канцелярию взять хор на содержание войсковой казны из-за незначительности церковных доходов. Увеличенный в августе 1811 года на восемь штатных единиц « для безостановочного и вполне пристойного пения», певческий хор получил возможность расширить свой репертуар и пополниться народными песнями.

Особенно богат и разнообразен казачий фольклор, и прежде всего песенно-музыкальный. Все основные его жанры- исторические, бытовые, календарные песни, исключая былины- были известны на Кубани. Различна историческая глубина их сюжетов и образов, различны и судьбы. Возможно, один из наиболее древних мотивов сохранился в песне («Как за речкою, за Каялою»), записанный в станице Тбилисской, — он рассказывает о татарском полоне во времена монголо-татарского ига. Многие произведения посвящены более поздним историческим или легендарным личностям, событиям.( «Ой, да кому ж из нас, казаченьки», «Сон Стеньки Разина», песни о байде, Голоте, Платове и другие). До наших дней дошли и исполняются на Кубани многие шуточные, плясовые песни. А в памяти старшего поколения сохранились хороводные и игровые. [9, с. 33]

Шуточные, плясовые песни исполнялись обычно в сопровождении гармошки, иногда с колокольчиками, пищиков, сопилок, а из ударных и плясовых инструментов — игрой на бубне (таланбасе) и трещеток. В танцевальном фольклоре преобладали синкретичные формы, где песня и игра, танец или подтанцовка дополняли друг друга, как, например, в игровых песнях «Я со цветом ухожу», «Сейчас еду, сейчас еду у Кытай- город гуляты», «А мы просо сеяли» и т.д. Из прозаических и малых жанров фольклора и в настоящее время известны былички о ведьмах, нечистой силе, загадки, пословицы, поговорки. [9, с. 34]

Разновидность песенной лирики — шуточные песни, высмеивающие человеческие пороки и создающие веселое настроение. Смех помогал народу легче переносить тяготы жизни. В таких песнях много повествовательности. Забавно выглядит комический монолог молодицы, рассказывающей о постылом муже. Мелодия песни печальна, напоминает плач. Поэтический текст состоит всего из трех строф, но этого достаточно для того, чтобы понять непредсказуемость героини, способной на самые неожиданные поступки.

Особая группа шуточных песен — песни с приговорами в форме диалога или монолога. В песне «Ой, куды ж ты, миймилэнькый, пойидеш?» интонации женского голоса миролюбивы и доброжелательны. Мужчина, наоборот, нарочито сердит, что придает разговору неравнодушных друг к другу молодых людей комический характер. Приговоры служат своеобразным комментарием к поэтическому тексту.

Если в протяжных песнях рифмы мало, то в шуточных с подтанцовкой она обязательна. Рифмуются чаще всего глаголы: «ораты-гуляты», «болыть — нэвэлыть».

Специфична разновидность народной лирики — хороводные песни. Во времена язычества и даже на поздних стадиях феодального строя хороводы были частью календарных и свадебных обрядов. Божествами наслаждения, благополучия и гармонии Вселенной почитались Лада и ее сын Лель. Им приносили свои жертвы молодожены и земледельцы. Отсюда и название «лелешные» песни. К началу ХХ века хороводы в основном уже утратили магическое значение и служили для молодежи развлечением. На Кубани их водили круглый год, но более всего весной и летом. Заводилами были певицы с хорошим голосом и музыкальным слухом.

Тематика хороводных песен неоднородна. В первую группу можно отнести те из них, которые сопровождались имитацией производственных операций: посев зерна, уборка урожая. Наиболее известна «А мы просо сеяли». Во вторую группу входят произведения с любовной тематикой. Их исполняли в предсвадебный период на вечеринках и молодежных гуляньях. В третью группу мы включили хороводные песни, служившие средством выражения сердечных чувств супругов и других членов семьи.

В ходе 1 Кубанской интернациональной экспедиции выяснилось, что пласт хороводных песен к концу ХХ века оказался в наихудшем состоянии по сравнению с другими жанрами. Если в 1880-х годах Е. Передельским было зафиксировано около 30 текстов, то спустя 100 лет удалось записать только два, причем один в сольном исполнении. Пожилые информаторы сообщали о том, что в годы, предшествовавшие исчезновению хороводов, они сопровождались лирическими и даже историческими песнями.

Тема любви в песенном фольклоре занимает видное место. Есть песни на тему «производственной любви», то есть любви, происходящей в производственной обстановке. Если литературные произведения относят обычно к слабым в художественном отношении, то в фольклоре наблюдается положительное отношение к произведениям на эту тему. Можно привести пример такой песни: «Рано-рано девушка встала, торопилась на ферму поутру…… узнавали рыжие телята девичий певучий голосок», а вечером у нее свидание с парнем. — Другой пример- По полям колхозным едет агроном. Он же встречает на тропинке девчонку молодую.

Кубань в силу специфики своего исторического развития является уникальным регионом, где на протяжении двухсотлетнего периода элементы традиционной восточно-украинской культуры взаимодействует с элементами южнорусской культуры.

Список литературы:

  1. Алмазов, А. Культура Кубани [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.temaalmazov.com/2011/01/blog-post_3235.html
  2. Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества — Краснодар, 2003
  3. Жиганова, С.А. Формирование науки о музыкальном фольклоре Кубани (начало ХХ — начало XXI в.в.) // Итоги полевых фольклорно-этнографических исследований на Кубани: прошлое и современность: Материалы краевой научно-практической конференции 28-29 октября. — Краснодар, 2005.
  4. Лесевич, В.В. Фольклор и его изучение. — М., 1999.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.