«Неделя музыки» как средство музыкально-эстетического воспитания детей

В настоящее время дошкольным образовательным учреждениям предложен большой выбор программ и технологий. Однако при всем их разнообразии главной задачей является обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.

В связи с развитием вариативных форм дошкольного образования особенно актуальным стало тематическое планирование. При разработке тематической недели возникает необходимость пересмотреть большое количество познавательного  материала: необходимо выбрать информацию в соответствии с возрастом ребенка, преподнести ее так, чтобы заинтересовать слушателей, подобрать художественную литературу и наглядный материал, что способствует  расширению кругозора воспитанников, их родителей и самих воспитателей. Именно это является одной из главных задач тематического планирования.

В нашем детском саду в течение последних пяти лет в основе планирования лежит понедельный тематический подход. За истекший период разработаны: «Неделя детской книги», «Неделя космонавтики», «Театр и дети», тематические недели, посвященные государственным праздникам и т.д. Являясь музыкальным руководителем и членом творческой группы детского сада я предложила разработать «Неделю музыки», о которой пойдет речь в данной статье.

При подготовке к тематической неделе обуславливается проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя ДОУ — от ее решения зависит успешность проведения Недели музыки. Во взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя необходим обмен инициативами, направленными на сопоставление их представлений и формирования общего смысла деятельности, что выражается в совместном планировании мероприятий. Воспитатель, пребывая с детьми в постоянном контакте, учитывая мнение психолога, зная особенности семейного воспитания детей, может дать психолого-педагогическую характеристику каждому ребенку и группе в целом, выдвинуть цели для решения задач по музыкальному развитию детей дошкольного возраста.

Активное участие в подготовке и проведении тематических недель принимают родители воспитанников. Семья – это маленький коллектив, который может помочь ребёнку войти в мир музыки, оказать определённое воспитательное воздействие. Время, проведённое  с детьми, совместные праздники, развлечения, игры способствуют созданию гармоничной личности маленького человека.

В семье родители поддерживают интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений, используя записи, которые я советую во время индивидуальных консультаций и бесед. Кроме того, я рекомендую родителям, какие концерты может посетить ребенок с родителями.

В своих консультациях для родителей часто обращаю внимание на тот факт, что очень важно в семье поощрять певческие проявления дошкольников: направлять интересы  детей на исполнение песен, доступных по содержанию и музыкальному языку  (небольшие по объему, яркие мелодии в удобном для детского голоса диапазоне); как можно чаще устраивать совместные дуэты, (с мамой, папой, бабушкой), что способствует взаимопониманию и формирует любовь к пению и песням. При этом родители должны стараться оградить детский голос от излишних нагрузок.

Успех в деле музыкального воспитания будет зависеть от педагогического такта самих родителей и от их знаний, которые они смогут приобрести в тесном контакте с воспитателем,  музыкальным руководителем детского сада.

В начале недели на занятии по ознакомлению с окружающим миром озвучивается тема. Все остальные занятия, которые проходят на данной неделе, в той или иной степени связаны с ней.

Важно, чтобы тематическая неделя наполнялась не только организованными мероприятиями, у детей должно быть достаточно времени для свободной, самостоятельной деятельности. Поэтому я обязательно планирую развивающую среду в соответствии с тематикой недели.

В основу занятий с детьми положен прием погружения детей в тему, который дает им возможность глубоко осознать, прочувствовать то, что хочет донести до них педагог. Тема не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, задач развития, обучения и воспитания детей, она лишь является канвой, которая позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей.

Новизна разработки Недели музыки состоит в том, что использование тематического подхода позволяет значительно сократить время занятий, освобождая его для индивидуальной работы, игры, творческой импровизации, оздоровительных мероприятий. Это исключает перегрузки детей в организованных формах обучения и способствует сохранению психического здоровья  и большого эмоционального удовлетворения воспитанников.

В рамках Недели музыки представлены: планы мероприятий для детей старшего дошкольного возраста, конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений, подборка музыкально-дидактических игр, познавательные беседы с детьми, подобраны консультации для родителей и педагогов. Все это подтверждает практическую значимость данной работы.

Тематическая Неделя  музыки делает жизнь детей в детском саду более интересной, разнообразной, занимательной; поможет  сформировать эстетический вкус, развить духовный и творческий потенциал.

Практика показала, что тщательная подготовка педагогов к тематическим неделям сполна окупается эмоционально-положительной реакцией детей, их максимальной активностью в течение всей недели. Это дает возможность им уйти от излишнего напряжения, связанного с изучением нового материала, показать свои знания, удовлетворить свое желание быть признанным.

Во время проведения Недели музыки я уделяла большое внимание не только отбору приёмов для создания  творческой атмосферы и поддержания интереса к занятию, сохранения его темпа, работоспособности детей, но и стимуляции мотивов, потребностей детей во время выполнения заданий. Во время проведения занятий я часто использую соревновательные, познавательно-побудительные мотивы.

Таким образом, создавая по ходу занятий мотивацию деятельности, можно добиться, во-первых, создания интереса  ко всем видам музыкальной деятельности, а во-вторых, качества выполнения заданий по поставленным целям обучения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.